Пояснительная  записка

ЧТО ТАКОЕ СИНДРОМ ДАУНА?

 

Рождение ребенка – всегда праздник. Всегда ли? А если оказывается, что ребенок страдает тяжелым – и неизлечимым заболеванием, что он не только навсегда отстанет от своих сверстников в психическом развитии, но и даже внешне будет значительно от них отличаться. Он не сможет учиться в обычной школе, пойти в институт, устроится на нормальную работу. Для многих семей диагноз «синдром Дауна», который обнаруживается у ребенка, становится приговором судьбы и природы, который не подлежит обжалованию.

Синдром дауна – одно из самых распространенных генетических нарушений. Частота рождения детей с синдромом Дауна составляет примерно один на 600 – 800 новорожденных. В нашей стране чаще всего используется термин «болезнь Дауна». Причем нередко говорится, что это «неизлечимая болезнь». Некоторые специалисты утверждают, что существует даже два диагноза: Болезнь Дауна и синдром Дауна. Они уверяют, что состояние ребенка зависит от того, имеется ли у него болезнь или синдром. Подобные утверждения являются крайне не корректными и абсурдными.

Синдром Дауна не является болезнью. Слово «синдром» означает определенный набор признаков или особенностей. В первые признаки людей с синдромом Дауна описал английский врач Джон л7энгтон Даун (Down) в 1866 году. Его имя и послужило названием для данного синдрома – синдрома Дауна. Однако лишь 1859 году французский ученый Жером Лежен (Lejeune) обнаружил причину синдрома. Причиной, которая вызывает синдром Дауна, является лишняя хромосома.

Каждая клетка человеческого тела обычно содержит 46 хромосом. Хромосомы несут в себе признаки, которые наследует человек от родителей, и расположены они парами – половина от матери, половина от отца. У людей с синдромом Дауна в 21-й паре присутствует дополнительная хромосома, то есть имеет место так называемая трисомия, поэтому в клетках организма, оказывается, по 47 хромосом. Диагноз «синдром Дауна» может быть поставлен только врачом – генетиком с помощью анализа крови, показывающее наличие лишней хромосомы.

Дополнительная хромосома появляется в результате случайности при образовании яйцеклетки и сперматозоида, либо во время первого деления клетки, которое следует за оплодотворением (т.е. когда яйцеклетка и сперматозоид сливаются). До сих пор не сложилось однозначного мнения о том, что служит причиной такой генетической аномалии. Дети с синдромом Дауна рождаются с одинаковой частотой во всех странах мира, независимо от уровня благосостояния или экологии. Такие дети рождаются в семьях академиков и строителей, президентов и безработных.

Синдром Дауна – врожденное нарушение развития, проявляющееся умственной отсталостью, нарушением роста костей и другими физическими аномалиями. Это одна из наиболее распространенных форм умственной отсталости; ею страдает примерно 10% больных, поступающих в психиатрические лечебницы. Для больных с синдромом Дауна характерно сохранение физических черт, свойственных ранней стадии развития плода, в том числе узких раскосых глаз, придающих больным внешнее сходство с людьми монголоидной расы, что дало основание Л. Дауну называть в 1866 данное заболевание «монголизмом» и предложить ошибочную теорию расовой регрессии, или эволюционного отката. На самом деле синдром Дауна не связан с расовыми особенностями и встречается у представителей всех рас. Синдром удалось экспериментально воспроизвести у крыс путем рентгеновского облучения эмбриона на 12-13 день беременности.

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА.

 

Помимо уже упоминавшихся особенностей строения глаз у больных с синдромом Дауна выявляются и другие характерные признаки: маленькая округлая голова, гладкая влажная отечная кожа, сухие истонченные волосы маленькие округлые уши, маленький нос, толстые губы, поперечные бороздки на языке, который зачастую высунут наружу, т.к. не помещается в полости рта. Пальцы короткие и толстые, мизинец сравнительно мал и обычно загнут вовнутрь. Расстояние между первым и вторым пальцами на кистях и стопах увеличены. Конечности короткие, рост, как правило, значительно ниже нормы.

Интеллект больных обычно снижен до уровня умеренной умственной отсталости. Коэффициент интеллектуального развития колеблется между 20 и 49, хотя в отдельных случаях может быть выше или ниже этих пределов. Даже у взрослых больных умственное развитие не превышает уровень нормального семилетнего ребенка. В руководствах традиционно описываются такие черты больных с синдромом Дауна, как покорность, позволяющая им хорошо приспосабливаться к больничной жизни, ласковость, сочетающиеся с упрямством, отсутствием гибкости, склонность к подражательству, а также чувство ритма и любовь к танцам. Однако систематические исследования, проведенные в Англии и США, не подтверждают этот образ.

 

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ МАЛЫШ С СИНДРОМОМ ДАУНА ОТ ДРУГИХ ДЕТЕЙ?

Наличие этой дополнительной хромосомы обусловливает появление ряда физиологических особенностей, вследствие которых ребенок будет медленнее, чем его ровесники развиваться и походить общие для всех этапы развития. Раньше считалось, что все люди с синдромом Дауна имеют тяжелую степень умственной отсталости и не поддаются обучению. Современные исследования показывают, что практически все люди с синдромом отстают в интеллектуальном развитии, но внутри этой группы их интеллектуальный уровень сильно различается –от незначительного отставания до средней и тяжелой степени отставания. Все-таки большинство детей с Синдром Дауна могут научится ходить, говорить, читать, писать, вообще, делать большую часть того, что умеют делать другие дети, нужно лишь обеспечивать им адекватную среду жизни и соответствующие программы обучения.

Люди с синдромом Дауна могут гораздо лучше развить свои способности, если они живут дома, в атмосфере любви, если в детстве они занимаются по программам ранней помощи, если они получают специальное образование, надлежащее медицинское обслуживание и ощущают позитивное отношение к себе общества.

- Медленный темп усвоения речи окружающих, слабое развитие фонематического слуха.

- Замедленный темп артикулирования.

- Дизартрия. Дети, которым присуща дизартрия, испытывают трудности со всеми движениями рта и лица. Им сложно не только произносить звуки, но и жевать, глотать, управлять голосом, обеспечивать нужные резонансные характеристики и плавность речи.

- - Словарный запас очень мал. Пассивный словарь превышает активный.

 

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

 

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она игра­ет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, жела­ния, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные опера­ции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) раз­виваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и пове­дения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи ока­зывает большое влияние на формирование личности, волевые каче­ства, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь челове­ка - это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет. У детей с синдромом Дауна:

  • Медленный темп усвоения речи окружающих, слабое развитие фонематического слуха.
  • Замедленный темп артикулирования.
  •  Дизартрия. Дети, которым присуща дизартрия, испытывают трудности со всеми движениями рта и лица. Им сложно не только произносить звуки, но и жевать, глотать, управлять голосом, обеспечивать нужные резонансные характеристики и плавность речи.
  •  Словарный запас очень мал. Пассивный словарь превышает активный.

 

  • Дети входят в группу риска по адаптации в социокультурном пространстве.

 

 

 

 

 

ПРАВИЛА ПО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

 

           ДЕЛАЙТЕ:

  • 1. Всегда слушайте ребенка.
  • 2. Смотрите, как будто Вы слушаете.
  • 3. Желайте ждать ответа.
  • 4. Примите факт, что ребенок решает, ответить  или нет; это - его выбор.
  • 5. Ответьте на то, что он говорит.
  • 6. Приветствуйте с энтузиазмом каждое усилие, которое ребенок предпринимает, чтобы говорить.
  • 7. Назначьте значения на определенные звуки, которые ребенок неоднократно говорит.
  • 8. Используйте реальные слова когда говорите с ребенком.
  • НЕ ДЕЛАЙТЕ:
  • 1. Не используйте "детский лепет" с ребенком.
  • 2. Не игнорируйте ребенка.
  • 3. Не задавайте вопрос и не оставляйте время для него, чтобы ответить.
  • 4. Не забудьте отвечать ему.
  • 5. Не подражайте или высмеивайте звуки, которые он производит.
  • 6. Не исправляйте его произношение.
  • 7. Не пытайтесь вынудить его ответить.

 

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ  РАБОТА

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Речь детей должна быть выразительной. Ребенку необходимо свободно владеть голосом, дыханием во время речи, соблюдать ритм, темп, интонацию, иметь достаточно развитый фонематический слух, слуховое внимание. Это непременные условия овладения грамотой.

 1. Определение звучания игрушек. Возьмите 3-5 звучащих по-разному игрушек (колокольчик, дудочка, погремушка, барабан, ксилофон, пищащие и заводные игрушки) и предложите ребенку рассмотреть их и послушать, какие звуки они издают. Затем отведите ребенка в сторону (на 3-4 м), поверните спиной к игрушкам и воспроизведите звучание одной из них. Малыш должен подойти и указать на звучавшую игрушку или воспроизвести ее звучание.

2. Определение места звучания игрушки. Откуда доносится звук?

3. Определение звука в быту (звонок в дверь, телефон, чайник, шум воды, радио).

4. Определение голосов членов семьи, голосов животных и птиц.

5. Определение звуков и шумов, доносящихся с улицы (машина, трамвай, ветер, дождь, гром, шум толпы).

6. Выполнение просьб и поручений, не сопровождаемых жестами (дай, возьми, положи, принеси, подойди туда-то, открой, закрой, подними).

7. Перемещение предметов по заданию, например: взять со стола мишку и поставить его на диван (на стул, на полку, на пол).

8. Поменять местами игрушки, например зайку (на диване) и мишку (на полу).

9. На столе разложены знакомые игрушки, картинки, предметы. Предложите ребенку посмотреть на них внимательно, а затем подать вам сразу 2 предмета, например домик и машинку, мячик и собаку и т.д. В дальнейшем задание усложните: попросите подать одновременно 3-4 предмета.

10. Повторение сочетаний звуков и слогов: А, У, О, И

А-У, А-И, О-А А-О-У, А-У-И, И-У-А АУ, УА, АИ, УИ, АУИ, УИА ТА, ПА, МА, НА, СА ТА-ТА, TATA МА-МА, МАМА ПА-ПА-ПА, ПАПАПА ТА-МА, ТА-МА-СА ТА-ТА-ПА и т.д.

Старайтесь использовать те звуки, которые у ребенка сохранны или отработаны.

Сначала при проведении этого занятия дайте ребенку возможность видеть ваше лицо, затем можно прикрыть лицо экраном или повернуть ребенка к себе спиной.

11. Повторение слов, сочетаний слов и небольших предложений:

домик и елка

лопата, ведро, песок

кошка, собака, корова, лошадка

синий мяч, большой дом

кошка спит, собака лает

корова дает молоко и т.д.

Ребенок стоит спиной к говорящему и повторяет за ним все словосочетания, сохраняя в них количество и порядок слов.

 

 

 

 

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И ГОЛОСОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

 

1. Сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку.

2. Дуть на лежащие на столе палочки, карандаши разной формы (круглые, граненые) и длины, стараясь сдвинуть их с места.

3. Дуть на шарики разного веса: пластмассовые, деревянные, резиновые (небольшого объема).

4. Дуть на пластмассовые и бумажные игрушки, плавающие в тазике, тарелке, миске с водой.

5. Задувать на резком (быстром) и длительном выдохе пламя свечи.

6. Поддерживать в воздухе пушинку или маленький кусочек ваты на длительном выдохе.

7. Надувать резиновые шарики, бумажные и целлофановые мешочки, "тещин язык"; дуть в дудочку, свистульку, играть на детском кларнете.

8. Надувать и пускать мыльные пузыри.

Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного речевого дыхания, продолжительного выдоха, развивают его силу. Эти упражнения можно сочетать с движением рук, туловища, головы.

9. Произнесение гласных звуков А, О, У, И и слогов в сочетании с движением рук. Например:

руки на поясе, на А (ТА) левая рука отводится влево, на О (ТО) правая рука отводится вправо, на У (ТУ) левая рука на пояс, на И (ТИ) правая рука на пояс.

Движения выполняются в быстром и медленном темпе.

 

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ПОДГОТАВЛИВАЮЩИЕ АРТИКУЛЯЦИЮ И ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКОВ

Артикуляция - это работа органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок), необходимая для произнесения звуков речи.

1. Упражнения для лица (изменение мимики):

- сделать лицо веселое (улыбнуться, засмеяться), сердитое (нахмурить брови), удивленное (поднять брови), плаксивое, спокойное, доброе;

- надуть щеки, втянуть щеки, перекачать воздух из одной щеки в другую.

2. Упражнения для губ:

- выпячивание губ трубочкой вперед и разведение их в стороны в сомкнутом виде;

- эти же движения с показом зубов (как при произнесении звуков Ш и С);

- щелканье плотно сжатыми губами (плотно сжать губы и с силой их разомкнуть);

- фырканье губами и произнесение "тпру" без голоса и с голосом.

3. Упражнения для языка:

- показать широкий и узкий язык;

- облизывание узким языком верхней и нижней губы;

- движения узким языком влево и вправо;

- быстрое движение узким языком по верхней губе с голосом ("колокольчик");

- движение широким языком вперед -назад по верхней губе, а затем по верхним зубам с голосом ("болтушка");

- удержание широкого и узкого языка на нижней и верхней губе, за верхними и нижними зубами;

- пощелкивание языком (присасывание языка к небу и оттягивание вниз - "лошадка").

4. Упражнение для мягкого нёба:

- опускание и поднимание нёбной занавески (похрапывание, покашливание, имитация полоскания горла водой).

5. Игры.

ШАРИК

Губы выпятить трубочкой вперед, как при надувании шарика; при словах "шарик лопнул" губы раздвинуть и произнести долгий звук Ш.

ЛОШАДКА

Сидя на стульчике, левую руку вытянуть вперед, сжав при этом кулачок, правой - взмахнуть и крикнуть: "Но!" Затем правую руку положить на левую и, слегка подпрыгивая на стульчике, щелкнуть языком, подражая цоканью копыт. На слово "приехали!" остановиться, потянуть руки на себя и сказать: "Тпру".

В игре "Поезд" использовать звуки у-, ч-, ч-, ч-, ш-.

 

РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Эта работа строится на игровом звукоподражательном материале. Начать ее лучше с произношения гласных звуков.

1. Звуковое подражание:

- укачиванию ребенка: а-а-а;

- гудению паровоза: у-у-у!;

- реакции на болевое ощущение: о! о! о!;

- плачу ребенка: а-а-а, ы-ы-ы, уа-уа-уа;

- крику в лесу: ау!

2. Подражание голосам животных: мяу, ам, му, ква, пи-пи, ко-ко, га-га, ку-ку, ме-ме, бе-бе.

3. Подражание звукам, издаваемым транспортом и различными бытовыми предметами: би-би, ту-ту, динь-динь, тук-тук, бам-бам, тик-так.

4. Произнесение простых слов "дай", "на", "иди" и составление с ними коротких предложений типа: мама, дай; папа, на; баба, иди.

В процессе игры обучайте ребенка фразам: "У меня мяч" (или кукла, шар и т.д.).

 

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ И НАКОПЛЕНИЕ СЛОВАРЯ

Пополнять словарный запас ребенка следует начиная с обобщенных понятий. Прежде всего малыш должен усвоить названия всех тех предметов и явлений, с которыми он наиболее часто соприкасается (названия частей тела, продуктов питания, посуды, мебели, одежды, обуви, головных уборов, инструментов, животных и птиц, овощей и фруктов).

Нужно, чтобы ребенок не только коллекционировал названия предметов и умел соотнести их с определенным понятием, но еще знал бы их назначение. Он должен понимать, для чего нужны инструменты, одежда, обувь, посуда, мебель; какую пользу приносят животные и птицы; признаки, свойства и применение овощей, фруктов и других продуктов питания. Например: руками работают, ртом едят и говорят, в кастрюле варят, на сковороде жарят, лопатой копают, молоко белое, вкусное, апельсин круглый, кислый, оранжевый и т.д.

Знакомить ребенка с особенностями указанных предметов можно не только по картинкам и в игре, но и во время экскурсий на природу, в зоопарк, в магазин, на почту. Не забывайте привлекать малыша к участию в бытовом труде: учите его накрывать на стол, мыть посуду, наблюдать и посильно участвовать в приготовлении пищи, уборке постели и квартиры, называя все предметы и объясняя свои действия.

Во время занятий с ребенком следует использовать различные картинки, игры (лото, домино, кубики), читать и заучивать небольшие стишки, отгадывать загадки.

Хотя словарный запас ребенка еще невелик, добивайтесь, чтобы он пополнился глаголами: сидит, лежит, идет, стоит, едет, плавает, летает. Называйте действия, продемонстрированные на игрушках или на человеке либо изображенные на картинках. В этих целях используется лото типа: "Кто или что делает?", "Кто или что плавает?", "Кто или что летает?", "Кто или что едет?" и т.д.

Можно группировать картинки по действиям (сидит, стоит и т.д.) и побуждать ребенка составлять к ним короткие предложения: "Папа сидит", "Мама стоит", "Собака лежит" и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание психолого-педагогической работы

по освоению образовательной области «Речевое развитие»

 

 

ЦЕЛЬ

ЗАДАЧИ

Развитие понимания речи

 

Учить детей находить предметы, игрушки.
Учить детей по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.
Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.
Учить понимать слова обобщающего значения.
Учить детей показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией.
Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).
Учить детей дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?.
Учить детей понимать грамматические категории числа существительных, глаголов.
Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.
Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт».

Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу.
Учить детей отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).
Учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник).
Учить определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба).

 

 

Развитие активной подражательной речевой деятельности

 

Учить детей называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка).
Учить детей называть имена друзей, кукол.
Учить подражанию:
• голосам животных;
• звукам окружающего мира;
• звукам музыкальных инструментов.

Учить детей отдавать приказания: на, иди, дай.
Учить детей указывать на определенные предметы: вот, это, тут.
Учить составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома.
Учить детей составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Тата, спи.
Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет).

 

 

Развитие внимания, памяти, мышления

 

Учить детей запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2—4 игрушки).
Учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили.
Учить запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики).
Учить детей запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2—3 игрушки одной тематики).
Учить запоминать и проговаривать 2—3 слова по просьбе логопеда (мама, папа; мама, папа, тетя).
Учить детей находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю»: шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол.
Учить находить предмет по его контурному изображению. Учить узнавать предмет по одной его детали. Учить детей запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определенной последовательности: шарик, машина, шапка; мяч, ложка, карандаш.
Учить запоминать и подбирать картинки, подходящие по смыслу: дождь — зонт, снег — коньки.
Учить выбирать предметы определенного цвета (отобрать только красные машинки, белые кубики и т. д.).
Учить отбирать фигуры определенной формы (только квадраты, треугольники, круги).
Учить определять лишний предмет из представленного ряда:
• 3 красных кубика и 1 синий;
• кукла, клоун, Буратино — шапка;
• шуба, пальто, плащ — шкаф;
• красная машина, красная лодка, красный пароход — желтая машина.
Учить детей складывать картинки из двух, четырех частей.
Учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке коробки.
Учить отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки («Из рук детворы ветер вырвал воздушные... шары»)

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

 

Артикуляционные упражнений.
Играйте с ребенком у зеркала. Поощряйте его повторять за вами, например, следующие движения:
- округлите губы;
- посылайте воздушные поцелуи;
- почмокайте губами;
- улыбнитесь, а затем надуйте губы;
- проговаривайте долгие, напряженные гласные [ууу], [иии];
- нахмурьтесь;
- широко откройте рот;
- плотно закройте рот;
- попробуйте изобразить, что дотрагиваетесь кончиком языка до кончика носа;
- оближите губы – можно обмазать губки ребенка чем-нибудь вкусным наподобие желе, чтобы его мотивировать;
- скажите «мммм»;
- зевайте;
- вздыхайте.
Повторяйте эти упражнения без зеркала, ориентируясь на артикуляцию друг друга.
С более старшими детьми можно использовать те же упражнения, добавьте к ним в игровой форме следующие:
- удерживайте язык упертым в зубки на счет от 1 до 10;
- попеременно произносите напряженное [уу] и широко улыбайтесь (как если бы вы произносили [ии] – 10 раз;
- приоткройте рот совсем чуть-чуть, потом шире, шире, потом закройте;
- открывайте и закрывайте рот быстро, под счет;
- перемещайте язык с одного конца ротовой полости до другой и обратно;
- медленно и старательно оближите языком губы;
- дотроньтесь до щеки ребенка снаружи и попросите его прикоснуться к этому же месту щеки изнутри ротовой полости кончиком языка.
Не забывайте делать упражнения в игровой форме, можно награждать ребенка призом за каждый успех.
Выдувайте мыльные пузыри. У малыша не сразу это получится, но это неважно, главное – он будет стараться округлить и вытянуть губы.
Учите ребенка играть со свистками, это хорошо тренирует и дыхание, и мышцы губ. Если ребенок не может сомкнуть губы вокруг свистка, обвяжите вокруг этого участка свистка кусочек поролона. Используйте различные по форме свистки.
Играйте с различными духовыми музыкальными инструментами, например, с игрушечной флейтой, губной гармошкой.
С более старшими детьми можно поиграть в игру «Изобрази такую рожицу», используйте нарисованные рожицы мультяшек, карикатуры, сами корчите рожи, не забывая о различных положениях и движениях языка и губ.

Как уже говорилось выше, у детей с синдромом Дауна обычно намного лучше развита зрительная, а не слуховая, память. Поэтому им можно помогать осваивать речь не только на слух, но и с помощью зрительных опор. Работайте с зеркалом, используйте жесты, знаки, карточки с буквами. Например, артикулируя звук [б], обратите внимание ребенка на движения ваших губ, потом покажите ему зеркало и предложите имитировать необходимые артикуляционные движения.
Безусловно, неврологическое состояние ребенка не может не оказывать влияния на речь. Некоторые проблемы, например, не пропавшие вовремя рефлексы, - прерогатива врача-невролога. Если у ребенка наблюдается дизартрия, обычно у него отмечаются не только трудности с речью, но также и проблемы с глотанием и с жеванием.
Специальное лечение и практика позволяют ребенку научиться говорить более понятно.
У детей с дизартрией ошибки с речью всегда одни и те же. Если такой ребенок неправильно выговаривает какое-то слово, он обычно выговаривает его именно так, и не иначе.
У детей с апраксией ситуация противоположная. Главная проблема у них – с «программированием» речи, поэтому они могут переставлять звуки внутри слова; в одно время они могут произносить какое-то слово правильно, а в другое время – ошибаться. По исследованию Л.Кумин (1994), от 48% (младшие дети) до 72% (старшие дети) родителей детей с синдромом Дауна отмечали, что у их детей есть проблемы апраксического типа.
Для апраксии характерны следующие внешние признаки:
- ребенок очень напрягается, старается выговорить звуки правильно, вы видите, как двигаются его губы, язык – но правильные звуки не выходят;
- непоследовательность ошибок в речи;
- ребенок употребляет меньше лепетных сочетаний в младенчестве, используется меньшее количество звуков, а также больше гласных, нежели согласных;
- ребенку легко произносить часто употребляемые клишированные фразы, они звучат очень понятно и правильно, но более сложные конструкции в неподготовленной речи (например, ответы на вопросы) ребенок осилить не может;
- проблемы с произнесением сочетаний звуков – ребенок может воспроизвести отдельные, изолированные звуки, иногда даже слоги, но не может правильно составить слово из этих слогов; переставляет звуки внутри слова или слоги внутри слова;
- ребенку труднее даются более длинные слова и фразы;
- отмечаются проблемы с ударением и ритмом: ребенок может говорить слишком медленно или слишком быстро, неравномерно.
Для ребенка с апраксией крайне важно постоянно практиковаться.
Пойте с ним песенки, занимайтесь музыкой. Особенно полезны песни с соответствующими словам жестами, а также песни, где постоянно повторяется припев. Ребенку легче их запомнить и интереснее в такой форме отрабатывать слова, звуки, фразы.
Выбирая книги для ребенка, подбирайте книги с предсказуемым сюжетом, с повторяющимися элементами сюжета и повторяющимися фразами (для младшего возраста большинство сказок отвечают этим требованиям, вспомните «Репку», «Теремок», «Колобок»). Зная, где в сказке будет повторяться одна и та же фраза, ребенок может сам подсказать ее вам. Это придаст ему уверенности в себе и мотивирует.
В повседневной жизни используйте повторяющиеся фразы, которые вашему ребенку будет легко запомнить и отработать, например, «Привет, как дела?».
Если у ребенка отмечаются трудности с речью, не пытайтесь стимулировать его лакомством или игрушкой, не обещайте ему что-то, если он правильно произнесет слово, и не наказывайте («не дам тебе мороженое, пока не произнесешь»). Ребенок не капризничает и не упрямится, он действительно в состоянии сказать это правильно, и не нужно акцентировать внимание на негативном опыте, напротив, нужно давать ему позитивный опыт, мотивацию, повышать уверенность в себе.
Вы можете использовать для общения с вашим ребенком т.н. поддерживающую коммуникацию

Навыки произнесения звуков

Тренируйтесь с ребенком в произнесении звуков перед зеркалом. «Это кто там такой? Какой хороший малыш. Смотри, как я говорю: п, п, п».
Проследим этапы развития речи.
Первый этап. Плач.
Второй этап. Более разнообразные звуки – плач, смех, гуление, вокализации. Поощряйте вокализации, повторяйте за ребенком издаваемые им звуки. Он будет в восторге и постарается показать себя с еще более лучшей стороны.
Третий этап. Лепет: бабаба, мамамама, папапа. Обычно возникает в возрасте 6-9 месяцев. На этом этапе вы должны выражать восторг и энтузиазм, подкрепляя желание ребенка лепетать. Повторяйте за ребенком то, что он говорит, а затем варьируйте сказанное им, используйте более низкий или более высокий тон и т.п.
Четвертый этап. Ребенок использует интонации, свойственные языку, старается использовать правильный ритмический рисунок. Набирает пассивный (!) словарный запас. Слов он пока не знает или использует простейшие слова «папа», «баба». Он начинает имитировать слова, повторять за вами (в 1-2 года). Ребенок почти готов к тому, чтобы перейти на стадию первых слов.

Имитация звуков (но пока не слов)

Издайте губами звуки воздушного поцелуя
Имитируйте плач
Имитируйте чихание
Имитируйте кашель
Имитируйте звуки, издаваемые при зевании
Имитируйте звуки, издаваемые довольным младенцем, воркование, мурлыкание
Имитируйте звуки окружающей среды: проезжающих машин, их сигналов, пылесоса и пр.
Когда ребенок научится имитировать различные звуки, начинайте имитировать звуки языка, слоги и слова. «Ба-ба-ба», «ла-ла-ла», «та-та-та», затем варьируйте гласные: «бу-бу-бу». Переходите к знакомым словам, построенным по тому же принципу: «мама», «папа», «баба». Бурно показывайте свою радость, если малыш повторит это слово.

Каким словам/ понятиям  когда учить

Во время одевания:
- части тела;
- предметы одежды;
- названия цветов;
- числительные;
- предлоги;
- слова, обозначающие относительные понятия (передний – задний, задом наперед, вверх – вниз, следующий, последний…);
- глаголы (застегнуть, просунуть, дать…).
Во время еды:
- названия продуктов;
- названия приемов пищи;
- названия посуды;
- глаголы (пить, есть, жевать, глотать…);
- прилагательные (горячий, холодный, пустой…);
- предлоги («в», «из»);
- экспрессивные междометия («ммм, вкусно»).
Во время прогулки:
- названия транспортных средств;
- слова, связанные с погодными условиями;
- все, что можно увидеть на улице: деревья, цветы и т.п.;
- предметы одежды и глаголы одевания;
- глаголы движения;
- предлоги;
- названия звуков, звукоимитации;
- приветствия.
Во время игры:
- названия игр и игрушек;
- глаголы (пинать, катать, кидать, бросать…);
- цвета и формы;
- глаголы,
- слова, связанные с погодными условиями.
Во время похода за покупками:
- названия продуктов, предметов одежды, бытовых приборов и проч., в зависимости от магазина;
- глаголы (купить, положить, достать, вынуть…);
- названия предметов в магазине – касса, тележка…

Во время купания:

 названия частей тела, игрушек, мыло-шампунь-вода-душ…;
- глаголы (налить, брызгать…);
- прилагательные (мокрый, сухой, теплый, холодный, маленький…).

Во время укладывания в постель:
- существительные (кровать, одеяло, подушка, окно, ночник…);
- глаголы (читать, поцеловать, спать, укрыть…);
- стандартные фразы «спокойной ночи», «приятного сна».
Дети с синдромом Дауна способны усвоить множество понятий и постоянно расширять круг этих понятий и слов. Именно на стадии использования одного слова закладывается основа для дальнейшего освоения языка. Чтение поможет вам обогатить словарь ребенка и расширить его кругозор. Только постарайтесь не слишком увлекаться тем, что вы ОБУЧАЕТЕ малыша, не превращайте для него увлекательный процесс познания мира в учебу, иначе вы можете уничтожить мотивацию к общению и дальнейшему развитию речи.
P.S. На самой ранней стадии старайтесь показывать ребенку сам предмет (действие) и называть его словом. Когда мышление малыша будет более натренировано, можно переходить к картинкам, но не забывайте, что маленькие дети могут не воспринимать нарисованное на картинке как аналог предмета.


Значение слова, расширение словаря

Ребенок познает мир, соотнося символы-слова с понятиями (предмет «мяч» и сочетание звуков «м-я-ч»). Постепенно малыш понимает, что у значений и употребления слов есть много нюансов: тарелку разбивают, игрушку ломают, а бумагу рвут, хотя по сути значение этого процесса, в общем-то, одно и то же. Кроме того, одно и то же слово означает разные вещи в разных ситуациях.
Словарный запас подразделяется на активный (те слова, что ребенок сам использует в речи) и пассивный (слова, которые ребенок в речи не использует, но понимает их значение). Ребенок с синдромом Дауна начинает накапливать словарный запас с самого начала, этот процесс продолжается и во взрослом возрасте.
Как говорилось выше, дети с синдромом Дауна способны понять намного больше, чем сказать. В возрасте до 2 лет ребенок с синдромом Дауна может сказать или показать жестом в среднем до 14 слов, тогда как понимает он в этом же возрасте уже более сотни слов.
Вначале усваиваются слова, которые имеют конкретное значение: ребенок видит предмет и слышит слово, например, «мяч», «молоко». Исследования показывают, что ребенок с синдромом Дауна понимает, воспринимает, запоминает и использует такие слова совершенно так же, как обычный ребенок, тогда как предлоги, союзы, прочие служебные слова даются ему с гораздо большим трудом.
На стадии одного слова ребенок узнает, как называются все предметы, которые он видит, бытовые, обычные действия и так далее. Он сосредоточен на конкретном.
Обычно первые десять слов, которые осваивает ребенок, - это имена/названия членов семьи, любимых продуктов и игрушек и ежедневно употребляемые слова типа «Пока», «Привет».
Работа над словарным запасом обычно включает не только расширение словаря, но и расширение и уточнение ПОНЯТИЙ. Малыш должен понимать, что майка – это не только вот эта его белая майка, но существует понятие «майки вообще», и, если мы считаем, что он усвоил это слово, он должен узнавать майку на картинке, на вешалке в магазине и так далее. Кроме того, ребенок должен понимать, что майка – это не любой предмет одежды, что так нельзя называть, к примеру, штаны.
Особого внимания заслуживают слова с относительным значением, такие как «раньше» и «позже» («рано» и «поздно»), например. Их трудно понять в отрыве друг от друга, для их понимания необходимо знать, что имеется в виду в данной ситуации.
Обогащение словаря включает тренировку навыков следующих направлений:
- категоризации, т.е. отнесения предмета к какой-то категории (молоко – это продукт питания);
- классификации (времена года – это весна, лето, зима, осень);
- употребления синонимов (слов с похожим значением) и антонимов (слов с противоположным значением);
- употребления слов, которые чаще всего связаны общей ситуацией, например, «молоко – печенье», «носки – туфли»;
- употребления слов, обозначающих род и вид (мебель – столы и стулья; еда (наиболее общая категория) – фрукты (более дробная категория) – яблоки и лимоны).
Дети с синдромом Дауна, как правило, не осваивают новые слова с постоянной и неизменной скоростью. Обычно накопление идет постепенно, довольно постоянно, до 2 или 3 лет, а затем (между 2-3 или 3-4 годами) случается резкий прорыв с накоплением большего количества слов и понятий.
После этой волны наступает некоторое замедление. Оно необходимо ребенку для того, чтобы как следует отработать усвоенные понятия и поработать над формой слов, над навыками их правильного произнесения.
                                Как можно работать над расширением словаря
Называйте все предметы, на которые смотрит ваш ребенок. Повторяйте слово неоднократно. Если вам встретятся другие объекты, которые можно назвать так же, снова укажите ребенку на эти объекты и повторите это слово, чтобы он понял, что это не «имя» конкретного предмета.
Смотрите на предмет, который называете, и указывайте на него пальцем.
Не упускайте возможности обогатить словарь ребенка в ситуациях реальной жизни. Называйте продукты в магазине, предметы вокруг игровой площадки и так далее.
Не забывайте также о глаголах: «что ты делаешь? Ты прыгаешь. Что ты делаешь? Куда ты бежишь?» и так далее. Играйте с куклами: пусть кукла попрыгает, а теперь пусть кукла ляжет, сядет, встанет…
Играйте в ролевые игры, например, «Магазин».
Подыскивайте книги о том, что происходит в реальной жизни ребенка. Съездив на море или планируя такую поездку, читайте книги о море, о пляже и так далее. По возвращении с курорта рассматривайте с ребенком ваши фотографии, вспоминайте, как и где вы отдыхали, называйте все, что встречается на фотографиях. Можете сделать свою собственную книгу с использованием фотографий вашей семьи и ребенка и сочинять собственные рассказы и сказки.
Занимайтесь сортировкой предметов, отрабатывая навыки категоризации. Распределяйте с ребенком, к примеру, продукты и одежду по разным коробкам. Не обязательно выделять для этого специальное время: делая уборку, вы ненавязчиво сортируете предметы, книги ставятся на полку, игрушки убираются в ящик для игрушек. Не забывайте называть для ребенка каждый предмет. Если он уже знает слово «рубашка», прибавляйте «рубашка, рубашка – это одежда».
Играйте в разнообразные игры со словами, «Я могу назвать пять видов фруктов» (для более старших детей) или своеобразные загадки «Банан – это животное? Нет, банан – это фрукт» для более младших. Подключайте игры типа лото.
Игры лото могут оказаться полезными и для отработки и запоминания слов, включаемых обычно в одну ситуацию – собака, кость, поводок, будка, намордник…
Что касается работы над грамматической правильностью речи, первыми навыками ребенка в этом смысле будут, скорее всего, следующие:
- усвоение понятия множественного числа существительных (стул – стулья, стол – столы, дом – дома);
- усвоение понятия притяжательных прилагательных (мамин, папин, Ирин);
- понимание и отработка употребления рода существительных и согласуемых с ними прилагательных, местоимений (наша мама, наш папа),
- понимание системы времен глагола.
Ребенок с синдромом Дауна понимает больше, чем может сказать. Потому, чтобы не «загрузить» его сразу полной системой грамматических категорий глагола, имеет смысл начинать учить его использовать неопределенную форму глагола, инфинитив: писать, читать, спать. Неопределенную форму глагола можно использовать во многих широко употребительных структурах: Я (НЕ) ХОЧУ…, Я (НЕ) БУДУ…, МНЕ (НЕ) НРАВИТСЯ…, НАДО…, НЕ НАДО…, МОЖНО…, НЕЛЬЗЯ…, ПОРА….